Заказ консультации:
8 926 5303752

Гаура-Пурнима 2010 и её последствия

 Часть вторая

    Абвгд (это мы уже проходили, Абырвалг слушали, знаем)… Иклмн… Опрст… Уфхцчшщ!!! Надо бы, конечно, похвалить Господа Нашего Шри Чайтанью Махапрабху, в образе Стеньки Разина явленного нам в сий знаменательный день 28 февраля 2010 в частном доме на Киселе, надо похвалить Ачарий-основателей, а особенно тех преданных, которые пришли в Кришна-Сознание, и не заморочились. Ибо они как жили, так и продолжили жить.

    Только я решаю более важную задачу: как перестать быть кришноидом (шизоидом, инопланетоидом, кенгуроидом), и начать жить. Тем более если ты кришноидом родился. Ибо нужно родиться кришноидом, чтобы и попасть в общество «Сознания Кришны», и продолжать там заморачиваться.

   Вот читаю на форуме «Хари-Катха» сообщения типа (читаю и вою):

   «Когда мы материально обусловлены, нам кажется, что мир нашего сознания подобен океану. Но, когда по милости преданного в наше сердце приходит бхакти, мы понимаем, что жили на маленьком необитаемом острове с одной пальмой (эго) посередине, окруженным безбрежным океаном сладости и очарования (мадхурьи), в котором (океане) наше место никем не занято, где мы легко отказываемся от нашей т.н. свободы, так как она кажется стекляшкой по сравнению с богатством отношений (према) с Кришной».

    Эх, много их там что ли, обусловлено-обухабленных? Вот когда я обусловлен какой-либо духовной группой или обществом, сложившимся вокруг тех или иных гуру-пальм, мне тоже самое кажется. Что я в Океане Сознания…
А когда выхожу из стакана с богоизбранными собратьями, то начинаю видеть, что не в одном «истинном» Гуру заключается путь к Богу...
И тогда сладость и очарование (только своими уже словами названные, а не с чужих слов заученные) начинают касаться тебя...

    Продолжу цитировать мудрого собеседника с аватаркой Карлсона: «Шрила Пури Махарадж написал, что гуру учит поклоняться не гуру, а Кришне. Гуру лишь помощник. При том, со временем, после некоторой практики, оказывается, что поклонение Кришне происходит посредством различных бхав - настроений преданности. И лучший способ этому научиться - осознать свою тадатмию со своим гуру».

   Всё, конец сиим цитатам. Все вкус почувствовали? Нектарный? Раз почувствовали, так запомните таковой. И теперь продолжим, как там эту тадатмию Арджуна сознавал?

   Вор, плут, обманщик, хитрюга, гуляка, убийца, растлитель и совратитель Кришна вешал на уши лапшу Арджуне, уверяя, что не надо бояться состояния разорванного облачка. Дескать йог, отрёкшийся от Мира, оборвавший связи с Землёй, в следующей жизни всё равно продолжит свой полёт к небу. Лукавый Кришна! Как ты прав… из жизни в жизнь такой скиталец будет разорванным облачком, совсем неприкаянным, не знающим пристанища… потому что достичь неба может тот, кто прочно стоит на Земле.

    Ошо пришёл Кришне на выручку рассказиком про белые облачка. Плывут они себе по ветру, ни к чему не привязанные, и таким образом им принадлежит  весь мир. Поют же: «Белые кораблики по небу плывут. Белые кораблики дождики везут. Пристани корабликам в небе не нужны. Пристают кораблики к маковке сосны».

    Да, кстати, вот актуальный кусок из Ошо. И про тадатмию там тоже есть.

    «На самом деле, вы всегда ищете, как забыться, стараетесь убежать от самих себя. Вы так пресытились собой... Никто не хочет оставаться с самим собой. Тысячу и один путь создаете вы, чтобы просто убежать от самих себя. Когда вы говорите: «Это дерево прекрасно», вы сбежали, вы забылись. Когда вы видите проходящую мимо красивую женщину, вы забываетесь. Видящий теряется в видимом.
    Не теряйте в видимом видящего. Много раз будет он утрачен — так верните же его себе. Возвращайте его снова и снова. Понемногу вы утвердитесь. Мало-помалу у вас появится сила. Что бы ни проходило мимо вас, что угодно, даже если Бог следует мимо вас, на это Патанджали говорит: «Помни, что ты — видящий, а он — видимое». Не забывайте это разграничение, поскольку только с этим разграничением ваше видение прояснится, сознание сконцентрируется, осознанность укрепится, существо укоренится и центрируется.
    Идите снова и снова, падайте снова и снова в самовоспоминание. Не забывайте, что самовоспоминание — это не воспоминание об эго. Это не значит вспоминать, что «я есть», нет. Это значит, вспоминать, что внутри есть видящий, а снаружи — видимое. Вопрос не в «я», вопрос в сознании и объекте сознания.
    «Разделение видящего и видимого, вызванное рассеянием незнания, — это средство, которое приносит освобождение».
    По мере того, как все более осознающими о том, что окружает вас, вы станете, мало-помалу вы поймете, что не только мир окружает вас, ваше собственное тело окружает вас. Оно — тоже объект. Я вижу свою руку, я чувствую ее, поэтому я должен быть отстраненным. Если бы я был телом, то нельзя было бы почувствовать тело — кто же тогда почувствует его? Для того чтобы знать, нужно разделение. Всякое знание разделяет. Всякое незнание — забывание разделения. Когда вы начинаете осознавать, что и тело также «другое», ваше сознание поселяется дома.
    Тогда вы начинаете осознавать, что ваши эмоции, ваши мысли также «другие», ведь вы можете видеть их. Вы увидели их снова и снова, но вы не помните, что вы отстранены. Вы видите, как мысль движется на экране ума. Она похоже на облако, плывущее в небе. Вы видите парящее белое облако или ползущую черную тучу, они двигаются на север. Когда мысль проходит мимо, просто посмотрите, откуда и куда она направляется. Наблюдайте за ней. Не вовлекайтесь, не становитесь едиными с ней. Это вовлечение, единение с мыслью называется отождествлением,   тадатмией  — это и есть незнание. Отождествленные, вы находитесь в незнании. Неотождествленные, отстраненные, свидетельствующие, наблюдающие, вы двигаетесь к осознанию.
    Это метод, который Упанишады называют методом «нети, нети», это метод исключения. Вы видите мир, тогда я — не мир; вы видите тело, тогда я — не тело; вы видите мысль, тогда я — не мысль, вы видите эмоцию; тогда я не — эмоция. Дальше вы продолжаете и продолжаете... и наступает момент, когда остается только видящий, все видимое исчезло, а с видимым и весь мир.
    В этом одиночестве сознания присутствует потрясающая красота, невероятная простота, безграничная невинность, аскетизм. Когда вы пребываете в этом сознании центрированными в нем, у вас нет забот, вообще нет забот — ни тревог, ни сомнений, ни страдания, ни ненависти, ни любви, ни гнева. Все исчезло, есть лишь вы. Нет даже ощущения того, что «я есть», потому что, если вы чувствуете, что «я есть», вы можете начать осознавать чувство, которое отделено от вас. Вы есть. Вы просто есть. Все настолько просто, что нет осознания того, что «я есть», просто «пребывание», бытие. Это и есть определение бытия. Вопрос не в философии, как определить его, вопрос в переживании, как испытать его.
    Все исключено, все мечты растворились, весь мир исчез — вы находитесь в самих себе, ничего не делая, нет даже зыби мысли, вас не овевает даже ветерок эмоции — все так неподвижно и тихо: время остановилось, исчезло пространство. Это трансцендентальный миг. В этот миг вы в первый раз больше не незнающие. Вот как вы растете в бытии. Вот как вы становитесь знатоком, а не знайкой. Вы не получили никакой информации, наоборот, вы отстранили все, что окружало вас. Совершенно нагие, голые, как шунья, пустота, вы есть».

    Для неосиливших. Ошо сказал, что тадатмия (отождествление) с умом – это незнание. А тадатмия (тождественность настроения) с гуру, по идее, помогает в поклонении Богу. Тост за тадатмию с гуру!

    Было дело, как сейчас помню, в кулуарах Кремлёвского дворца съездов. Происходило всё во время «Роджественских чтений» 2008 года, где только православных батюшек не менее тысячи собралось. Присутствовавший в компании преданных Прабху, ученик Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа, обратился ко мне с вопросом: «Ты хочешь понять высоту нашего учения? У тебя есть брошюра БРАТЬЯ»? Я хорошо помнил эту брошюру. В ИСККОН эта крамола была вне закона. БРАТЬЯ – это ученики основателя Гаудия-Вайшнавизма Шрилы Бхактисиддханты Тхакура Прабхупады, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и Его Божественная Милость Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, основатели ИСККОН и ШЧСМ соответственно...

    Прабху сказал, что точно так же, как на Ачарьев, надо смотреть на трёх современных БРАТЬЕВ – Шрипада Бхакти Бимал Авадхут Махараджа, Шрипада Бхакти Ачинтья Мадхава Махараджа и Шрипада Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа. И тогда снизойдёт милость, откроется чистое сознание…

    Я подумал, что, может быть, точно также надо смотреть на всех преданных и даже непреданных (ну или, по крайней мере, на тех, кто может быть достойным примером). А на Махараджей-то уж обязательно. И вот такое испытание…

    После лекции Шрипада Мадхава Махараджа на Гаура-Пурниму местечковые деятели в конкурирующем ИСККОНе радостно потирали ладони. Ими и раньше резолюции писались, что в последнее десятилетие качество вайшнавской проповеди значительно пострадало. А всё из-за того, что добавилась проповедь не по книгам Прабхупады, с примесью материализма, и, что самое неприемлемое, с примесью шикши, почерпнутой вне ИСККОН.

   Если уж доводить всё до абсурда, то за материализм, собственно, местечковым деятелям ИСККОН следовало бы прижучить в первую очередь своих. Чем дальше, тем больше и Бхакти Вигьян Госвами Махарадж, и Чайтанья Чандра Чаран Прабху, и многие другие погружаются в лекции по психологии, астрологии, аюрведе, прочему прикладному, но не чисто духовному знанию.

   А сильномогучий Брахман из Шри Гопинатх Гаудия Матха как-то возмущался в разговоре со мной: «Чем там занимаются Махараджи из ШЧСМ? Что за славянские веды они придумали? Вы не могли бы у них спросить? Это что за самодеятельность? Разве Говинда Махарадж учил их этому? Ведь нет славянских вед, есть только одни Веды»… далее знакомый Брахман объявил, что будет книгу писать на эту тему. Про отклонения от сиддханты у российских Махараджей. Кто таков сильномогучий Брахман – отдельная история. Это очень принципиальный и несгибаемый партайгеноссе. Одинокий фюрер вайшнавизма (на бенгальском – Бой-Шнобизма). Он объявляет умершими всех духовных братьев, кто отклонились от «линии мысли нашей Гуру-прампары». Что мы должны гордо нести знамя Бой-Шнобизма, и всё тут. И сам он такой крутой Бой-Шноб.

   На форуме «Хари-Катха» об этом уже мне уже довелось молвить :    Если точно, то он сказал "Линии мысли Гуру-парампары", что мы должны гордо нести знамя Гаудия-вайшнавизма... а те, кто пошёл к бабаджи на Радха-кунду, ещё куда-то - то всё, это предательство, а, значит, смерть. Духовная смерть. Для "Харе Кришна", согласно брахману, не нужны и все те, кто славянскими ведами балуется (имелись ввиду Махараджи из ШЧСМ). "Кто нами руководит"! - восклицал наш телефонный брахман, - "Разве Говинда Махарадж давал им такие поручения"? Так проявляется забота брахмана и о параллельной линии гуру-парампары. Идёт бой за чистоту мысли!

    И в следующем сообщении я не смог отделаться от впечатления, полученном на празднике от Шрипада Мадхава Махараджа: «Помню его лекцию 28 февраля 2010 на Гаура-Пурниму, в алтарной храма на Кисельном... помню портрет Махапрабху... у-у-у! Хочется самому превратиться в деклассированного персонажа после такого зрелища, повесить сперва на грудь табличку: Не забуду Махараджа и кисель родной»!

   Карлсон прокомментировал: «Как вас вообще туда пускают после того, что вы тут пишете?! А мне всё в кайф, я Кришну люблю. Меня прёт от Его шакти, что через парампару идёт. И мне параллельно, кто где там кого с автоматами на камеру снимает.  Нашёл себе вечный кайф и тащусь. Меня зовут Карл, фамилия - Сон. Живу на крыше»


   Сейчас и про камеру с автоматами будет. Чуть позже. А на вопрос, как меня вообще туда пускают, что можно ответить… так ведь я и не пишу ничего особенного. «Я слишком много знаю… мне пора в духовный мир». Тем более мемуары издавать пока не собираюсь. Вспоминаю Романа Шимановского, шеф-редактора передачи «Апокриф» на канале «Культура». Он рассказывал, как его друзья уговаривают издать мемуары… а он не хочет. Понимает, что если напишет всё так, как оно и было, то вся жизнь его резко разделится на то, что «ДО» и то, что «ПОСЛЕ». А если ждать, пока все действующие лица умрут – так это замучишься ждать и со скуки помрёшь.

   Шрипада Мадхава Махараджа, прошедшего большой опыт армейской работы и школу «Свидетелей Иеговы», на Киселе зовут «Полковник Махарадж». Наверно по тому же принципу Пилот Бабу называют Пилот Бабой. Несколько лет назад Шрипада Мадхава Махараджа прочили в руководители московского центра Шри Чайтанья Сарасват Матха. Эстетствующие преданные говорили, что он высоко поднимется за счёт своей интеллигентности и затмит «раздолбанного» Жору-Авадхута.

   То ли Мадхав Махарадж не в ту сторону начал подниматься, то ли его интеллигентность оказалась лишь маской – но что-то в оркестре сломалось. После этой блистательной Гаура Пурнимы как обитатели Киселя, так и друзья преданных «Тупика» почти четыре недели обсуждали, что такое вкурил перед лекцией Полковник Махарадж или не вкурил – ему вкололи…

   Это у преданных шутки такие. Но, всё-таки, не он вкурил. Ему вкололи. Но не тогда, а чуть позже. Рассказывают, что Полковник Махарадж достал своими армейскими порядками обитателей Киселя. В четыре утра побудка, служба и всё такое, положенное по уставу службы Господу нашему Шри Чайтанье Махапрабху. Короче, разыграли полковника. На форуме Хари-Катха об этом написал Манджувак «Кстати, вот в ШЧСМ весьма остроумные адепты бывают. Есть там один Свами-полковник, дык они чего с ним учудили! Пригласили в баню и сделали особые приготовления, наняли девушек, а двух каких-то друзей переодели в ментов. Вообщем, махарадж как ни в чем ни бывало парится в бане, вдруг девушки появляются неодетые, а потом - менты с автоматами, а за ними "репортеры" с камерами»...

   Ещё короче, сослали полковника проповедовать на Украину. Пусть, мол, хохлов повыстраивает. А то забыл, понимаешь, историю 1999 года с Генеральным Прокурором Скуратовым… ерунда это всё.

   Ведь главное, чтобы сами девушки были кошерные - тогда степень их неодетости не будет иметь никакого значения. Отвлекусь от струи повествования прилично – жанр того требует.


   Рассказал всё-таки я на «Хари-катхе» одну историю... пока не полностью рассказал… не упоминая имён, места, времени (исполняя просьбу соучастницы истории).

   …Допускались те, кто уже проходил тренинги хотя бы первого уровня. Отобран необходимый состав участников. Есть даже запасные игроки.
Собирались постепенно, следовало переодеться в принесённую с собой тренировочную форму, при необходимости – принять душ. Потом каждому надевали элегантную облегающую полушапочку-полуповязку повязку на глаза – с мягкими тряпичными овалами большого размера, закрывавшими половину лба и верх щёк. Надевали и проводили в зал – посидеть под музыку несколько минут до начала…

    Процесс будет длиться несколько часов. Правила: Повязку не снимать, пока не будет дана команда. Разговаривать запрещено. Говорит только тренер и (если кто-то нуждается в частной подсказке) – его помощники, хранители пространства. Если что-то неладно – участник может поднять руку вверх, помахать, позвать помощника. Выйти из зала и прекратить участие в тренинге можно в любой момент. Помощники готовы заменять выбывших участников.

    Гонг. Первый этап – медленное движение по залу. По пространству ковра. Музыка играет сразу с четырёх сторон. Отчасти медитативная, отчасти журчащая…
Задание – чувствовать друг друга энергетически. Не только это. Можно лишь слегка прикасаться руками. Непреднамеренная толкучка не в счёт. Цель – найти себе пару. Не по внешнему виду… если тебе тот, кто перед тобой, не нравится – идёшь дальше. Если выбор сделан – можно встать плотнее друг к другу.

    Распробования иной раз длились по 5-10 минут. Мужчина? Женщина? Ах, нельзя ощупывать… только лёгкие касания, скольжения над… вальсирование, принюхивание… контакт рук, вот целая куча народа, но мне не находится в ней пары, двигаюсь дальше… чувствую, что динамлю, удаляюсь на периферию, не пытаюсь активно кого-то привлечь и даже распознать – будь оно, как будет. Примут, не примут. И уже под самое завершение первого этапа меня выбрала какая-то девушка. Словно бы притёрлась и на том успокоилась. Вроде ничего себе…

    Гонг. Помощники отводят образовавшиеся пары на специально подготовленные места – коврики, подстилки-матрасы, простыни-покрывала. Можно выйти (не все сразу) ненадолго по необходимости, взять свои платки, массажное масло, полотенца. Подглянуть, пользуясь случаем – что за народ в повязках-полушапочках… никого не узнаешь… и снова поправить повязку на себе.


   Второй этап. Голос ведущей. Странно – техники (набор из т.н. массажей фараонов, Георгини, Зверковой, Семен Семёныча), с трудом удававшиеся при наглядной демонстрации с подробным объяснением, шли «на ура» вслепую, под минимум слов что и как делать. Для тех, кто не в курсе – никакого нарушения известного регулирующего принципа под №4 де-юре не происходит.

   Часть меня не перестаёт думать, кто со мной в паре – не похожа она на «Тетерниковскую» девушку. По движениям и повадкам. Непроработанность какая-то. Поразительно, но я, оказывается, умею чувствовать нечто большее, чем обычно… временами казалось, что моя пара – лицо «со стороны», потому что от неё вдруг окатывало волной низкой, почти вожделенческой энергии – эта энергия не волнила даже, а очень плоско излучалась, но недолго. А после… после всё сменялось то ощущением летнего разнотравья, то – запахом речного песка.

   «Канал» или «поток» был, работал, но мы (и я, и она) его тормозили, не пропускали на всю мощь… а руки сами знают куда двигаться, где останавливаться, «прилипать», как будто в рейки… и точно боится моя пара опять «зафонить»… трепещет, сдерживает спонтанность…

   Голос тренера. Можно воспользоваться паузой. Предлагается снять повязки (эти маски) и решить – будете ли вы взаимодействовать дальше. И согласиться на продолжение уже выражением глаз…
Эх, глаза, всегда-то они не то говорят, что надо приличному обществу и воспитанию.

   …тут следует состукивать текст, но подходящего текста нет.
Сколько-то секунд, конечно, ушло на осознание…
Немая сцена. Язык отнялся. Паралич хватил. Такое оцепенение…
Какой там гонг… взрыв изнутри!

   До того я её – ту, что сейчас партнёрша на этом тренинге - за несколько лет видел не раз. Но всегда в другом образе, ибо то было в другом мире. Даси (не с былой нашей нама-хатты, слава тебе Господи) раньше всегда была в сари, с чётками, с кантхималой и т.п. Всегда служением поглощена…


   Это только можно почувствовать, что произошло. Какова реакция тела. Физиологическая. Оцепенение. Партнёрша, возможно, не так сильно ошарашилась.
   Представьте – был такой рай, и вдруг вас застукали, хотя вы твёрдо знали, что не застукают. Застукали те, кто считают этот рай адом.

   А кто эти те – свод правил в голове? Что с такими-то людьми нужно вести себя так? А тут, хоть так, хоть не так, и ничего сделать нельзя – как будто страшный суд и ни в какой формат мы не вписываемся – пора вышвыривать нас из вселенной…

   А этот её взгляд – более чем удивлённый и отчасти испуганный (хотя, может, здесь больше моей интерпретации)… пропечатал насквозь…

   И затем с головокружением – ну мы-то не в аду, мы-то в раю, хотя и искренне хотели жить по другому… а потом у неё словно лихорадка подступала – и ни туда, и ни сюда. Ни жить, ни умереть. И вперёд не идётся, и отступать глупо. Раз уж дошли.

   В этот священный вечер открылись вдруг глаза! Открылись и ввергли в обычное деревянное состояние опять – дурацкого самоконтроля. И куда сгинули нежность, доверие… не успеть начать жить, и сразу умереть.

   Мой ум, когда разморозился слегка, стал выпендриваться (не вслух, а про себя): «Вот, тьмутаракань, нашли друг друга-то… кришноиды… надо ж так», вспоминал анекдоты («ты или крестик сними, или штаны натяни»)...

   Возвращаюсь к теме.
   Рязанка, моя знакомая, в тот вечер 28 февраля 2010 сидела в алтарной кисельного храма на лавочке у стены. А я на полу в метре перед ней. Ещё было самое начало, ещё только собирался народ, пелся киртан. Ещё не пришёл Шрипад полковник свами. Весь абырвалг был ещё впереди. Рязанка решила немного посмеяться, начала говорить что-то, позвала меня поближе, и предложила сначала опереться спиной на её колени, прекрасно зная, что здесь я этого делать не буду. Хотя в алтарной и не такое происходило, бывало (и покруче, чем в клубе «Кайлаш» на собрании преданных в начале февраля 2008), только не со мной…

   Ах… я ещё беспокоился почём зря о впечатлении от праздника Гаура-пурнимы моих приглашённых знакомых… хотя знаю же – все люди разные, всем не угодишь. А они не парились. Вот один из отзывов: «Сразу видно, Махарадж – человек левый, он тут случайно, он больше не нашёл где бы ему хорошо устроиться»…

         (опубликовано 4 июня 2010 года, в день рождения Н.К., кто была моей проводницей в храм на Кисельном 2 мая 2004 года в День Явления Господа Шри Нрисимхадева).

Scroll to top